• 18 июля 2024

    Темные перспективы черного груза

    Уголь является одним из главных экспортных грузов России. По данным за первое полугодие 2024 года, его доля в совокупном грузообороте морских портов превысила 21%. При этом падение объемов экспорта за полугодие на 12% продемонстрировало серьезные проблемы в угольной отрасли. Эксперты отмечают, что она переживает один из наиболее тяжелых кризисов за последние 30 лет. Тем не менее надежды на определенные сегменты и рынки поставок сохраняются, но освоить их смогут не все.

    Уголь остается самым массовым по объему экспортным грузом, переваливаемым через морские порты страны, после сырой нефти. При этом порядка 90% российского угля экспортируется именно морским транспортом. Отрицательная динамика экспорта отражает нарастание кризиса в угольной отрасли, вызванного совокупностью причин.

    Опрошенные «ПортНьюс» эксперты считают, что фундаментальной предпосылкой для снижения спроса на уголь является развитие «зеленой» экономики в главном промышленном центре мира — Китае, а также ориентация этой страны на снижение зависимости от внешних поставок угля. На ситуацию также влияет ценовая конъюнктура на мировых рынках. Так, после резкого роста угольных цен в 2022 году на фоне сокращения экспорта российского газа в Европу рынок смог преодолеть шок, цены на газ вновь упали, а вместе с ними — и цены на уголь. Наконец, санкции и переориентация привычных направлений поставок привели к логистическим сложностям, особенно с учетом того, что основные мощности по добыче угля в России (Кузбасс) расположены вдали от морских портов.

    По данным Национального бюро статистики Китая, импорт угля Китаем в январе — мае 2024 года вырос на 12,6%, в сравнении с показателем соответствующего периода предыдущего года, и составил 200 млн тонн. Несмотря на это, аналитики не ожидают роста поставок российского угля в Китай.

    Как прокомментировал аналитик ФГ «Финам» Николай Дудченко, общий экспорт угля из РФ в текущем году существенно сократится, по сравнению с годом ранее. «Ситуация в российской угольной отрасли пока тяжелая», — полагает эксперт.

    Проблема заключается в том, что Китай идет по пути «зеленой» экономики. По данным СМИ, Китай готовится к введению «европейского» налога на выбросы углерода при производстве экспортных товаров. Как следствие, например, в первом полугодии 2024 года не было одобрено ни одного проекта по производству стали на основе угля. То есть сталелитейные мощности расширяться в Китае хоть и будут, но уже не на основе доменных углеемких печей, указывает аналитик.

    Как прокомментировал «ПортНьюс» эксперт по энергетике Кирилл Родионов, Китай активно инвестирует в собственную угледобычу, что уже в среднесрочной перспективе должно привести к сокращению импорта.

    Эксперт по энергетике Кирилл Родионов:

    «В среднесрочной перспективе добыча угля в Китае будет расти, и это будет сказываться на импорте в ближайшие два-три года. Все, что касается энергоперехода в электроэнергетике, будет сказываться во второй половине 2020-х годов, а все, что касается энергоперехода в металлургической сфере, — после 2030 года».

    Так, объем инвестиций в собственную добычу угля в КНР в 2023 году вырос на 28%, по сравнению с 2019 годом, в то время как инвестиции в развитие угольной генерации, напротив, сократились на 54%.

    В этой ситуации некоторой отдушиной для российских угольщиков может стать Индия. Но только в части металлургического угля.

    Так, по мнению Николая Дудченко, вероятность сценария, при котором Индия будет наращивать импорт металлургического угля, оценивается как высокая.

    Аналитик ФГ «Финам» Николай Дудченко:

    «В марте — мае экспорт российского угля в Индию снизился на 22,4%, однако все снижение пришлось на энергетический уголь. Поставки коксующегося угля, наоборот, выросли на 44%. На фоне недавнего визита в Москву Норендры Моди Индия и Россия договорились изучить возможности увеличения поставок коксующегося угля».

    По мнению Кирилла Родионова, росту спроса на металлургический уголь в Индии будет способствовать урбанизация страны, которая в настоящее время существенно отстает от того же Китая. «Индия будет стремительно наращивать импорт коксующегося угля, в том числе из-за урбанизации, которая будет обеспечивать рост спроса на сталь в строительстве и на транспорте», — считает эксперт.

    Если же говорить о ценовой конъюнктуре на мировых рынках, то она находится в понижательном тренде. И хотя нынешние цены на уголь все еще выше доковидных, логистические сложности, связанные с переориентацией поставок на азиатские рынки, не позволяют российским экспортерам выходить на прежние уровни рентабельности.

    Недавно Росстат опубликовал данные по доле убыточных российских компаний в угольной отрасли: за 4 месяца в текущем году доля этих компаний выросла до 52,4%. То есть более половины угледобывающих компаний в России — убыточны.

    «Важно понимать, что причины заключаются не только в низких ценах на уголь на мировых рынках, но и в существенной степени в проблемах на внутреннем контуре — тарифная политика, логистические проблемы», — говорит Николай Дудченко.

    Так, по последним оценкам на конец июня 2024 года, единственным прибыльным направлением экспорта российского угля было восточное: цена поставки угля через восточные порты приблизилась к $101 на условиях FOB.

    Кирилл Родионов полагает, что в свете всех вышеуказанных обстоятельств угольная отрасль в России переживает тяжелейший кризис за последние 30 лет. В перспективе выжить на этом рынке смогут компании, экспортирующие металлургический уголь и располагающие мощностями по добыче вблизи соответствующих морских терминалов. В качестве идеального примера можно привести проект освоения Эльгинского месторождения, расположенного на Дальнем Востоке, имеющего собственную частную железнодорожную ветку и морской терминал.

Автор

Виталий Чернов

news@portnews.ru

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен